ВИКТОР ЗАХАРЧЕНКО
Художественный руководитель
и главный дирижер
Узнать больше
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Россия, 350063, Краснодар, ул. Красная, 5 Билетная касса: 8 (861) 268 44 26
Адрес
г. Краснодар ул. Красная, 5
Билетная касса
8 (861) 268 44 26
Режим работы
С 9:00 - 18:00
(перерыв с 13:00 - 14:00)
Выходные: сб, вс

ОБРЯД КРЕЩЕНИЯ И ПОХОРОН КУКУШКИ

1
Наименование объекта:
Обряд крещения и похорон Кукушки.
2
Краткое название объекта:
Обряд крещения и похорон Кукушки.
3
Краткое описание:

В традиционной культуре восточных славян, в т.ч. Кубани, – кукушка является одним из наиболее мифологизированных объектов. С ней связаны приметы, гадания, запреты, легенды о её происхождении (как следствии родительского, материнского проклятия). Обряд бытовал в отдельных районах левоборежной, так и правобережной Кубани.

В его структуре можно выделить следующие элементы и этапы: изготовление Кукушки и украшение ветки (теремка); обряжение главных персонажей обряда: Кукушки – невесты и Кукушки – жениха; обходы с Кукушкой (ношение Кукушки); крещение Кукушки и кумление (кумование) участников обряда; похороны (водное или земляное) Кукушки; обед.

4
Фотография для обложки объекта
5
ОНКН Категория:
1. Мифологические представления и верования, этнографические комплексы. 2. Обряды и Обрядовые комплексы 2. 1. Календарные обряды. 2. 1. 2. Летние.
6
Конфессиональная принадлежность
Православие
7
Язык:
Русский, южнорусский, кубанский говор
8
Регион:
Российская федерация, Краснодарский край, станицы Ахметовская, Баговская, Зассовская, Мартанская, Новорождественская, Фастовецкая, Ставропольский край, станицы Бекешевская, Воровсколесская
9
Ключевые слова:
Кукушка, Кукун, легенда, обряд, кумление (кумование), кукла, венок, ветка, крещение, похороны, обед
10
Полное описание:

Кукушка – одна из мифологизированных птиц, с которой связаны приметы, гадания, запреты, фразеологизмы, прозаический и песенный фольклор. Эти фольклорно-этнографические реалии тематически, в основном, связаны с категориями времени (жизнь-смерть), судьбы, семейно-брачными отношениями.

Так, первое в году кукованье кукушки желательно услышать имея при себе деньги, в течение года у такого человека будут водится деньги. Если первое кукованье услышишь за спиной – к смерти. У кукушки спрашивали о продолжительности жизни: «Кукушка, кукушки, скажи, сколько дет мне осталось жить?», - или, - «Кукушка, кукушка, стико/ скико лет я проживу?».

Происхождение кукушки и ее беспарный, одинокий, по народным представлениям, образ жизни объясняется в легендах. На Кубани записано несколько сюжетов таких легенд:

- Кукушка вила гнездо на Благовещенье и за это была наказана Богом;

- Кукушка, ослушавшаяся воли матери дочь. Мать прокляла ее. Дочь, обратившись кукушкой, вылетела в печную трубу.

- Кукушка пришла со своим мужем с просьбами к Богу, но обманула его, сказав, что она одинока;

- Кукушка продала своего мужа, Кукуна, и тех пор «несется от любой птицы, кладет яйца в чужие гнезда» и все время кричит: «Ку-ку, куплю»;

- Уж принуждает одну из купавшихся в реке девушек выйти за него замуж. У них родятся сын и дочь. Мать девушки узнает, как можно вызывать из реки ужа, и убивает его. Дочь от горя превращается в кукушку, сына обращает в соловья, а дочь – в ласточку.

Все эти мотивы в большей или меньшей степени присутствуют в летнем календарном обряде «Крещение и похороны Кукушки». В различных станицах он мог совершаться в разные сроки, но в основном во временном интервале от Вознесения до Троицы.

Вариативны его формы и названия. В одних населенных пунктах он был известен как «Крещение и похороны Кукушки». В других – «носить Кукушку», «наряжать ветку по Кукушке», «разбирать Кукушкину ветку».

Наиболее полные варианты обряда зафиксированно в ст.Зассовской, ст.Новорождественской Краснодарского края и ст.Воровсколесской Ставропольского края.

В ст.Зассовской (Лабинский район) обряд проводился на Троицу. Девочки-подростки утром шли в лес, срубали зеленую ветку и приступали к изготовлению Кукушки, украшали ветку. Основу Кукушки могли составить и две палки, скрепленные «наперекрест» (крестом).

Кукушку убирали живыми цветами, венками. Венки плели и для себя, на голову. Во время изготовления Кукушки «кумились». В это время исполнялась песня «Кадушечка, моя душечка»:

Кукушичка, вои, мая душичка, вои,

Чиво хдишь нивиселая?

Чиво хдишь нивиселая, ои,

Нивиселая, зажуренная.

Нивиселая, зажуренная, вои,

Чи с милым дружком разлучонная?

Чи с милым дружком разлучонная,

Пайду с таски ва зиленный сад.

Пайду с таски, вои, ва зиленный сад,

Сарву цвиток да свяжу винок.

Сарву цвиток да свяжу, ой, винок

Сваиму дружку на галовачку.

Сваимуж дружку на галовачку, вои,

Наси, дружок, да й не скидывай.

Наси ж дружок, да й не скидывай,

А мин, маладу, ни спакидывай.

Одновременно наряжали двух участниц, Кукуна и Кукушку, «женихом» и «невестой». Кукуна одевали в мужскую одежду: брюки, рубаха, подпоясанная поясом. Кукушку – «как невесту»: платье или кофта и юбка, фата.

Затем Кукушку с песней «Пайду-ка я, младенькая», несли по станице, к реке и бросали в воду. В реку бросали и венки.

Пайду-ка я, маладенька,

Пайду-ка я, маладенька, в зиленаю рощу,

                                           в зиленаю рощу.

Срублю-ка я, маладенька,

Срублю-ка я, маладенька, зиленаю ветку,

                                             зиленаю ветку.

Я вытишу, я выглажу,

Я вытишу, я выглажу тоненька, ладенька,

                                      тоненька, ладенька.

Уж я тоненька, ладенька,

Уж я тоненька, ладенька, да й все харашенька,

                                           да й все харашенька,

Сам обряд назывался «крестить Кукушку». В этой же станице записан и второй вариант обряда, исполнителями которого являлась молодёжь. Его начальная часть могла проходить в лесу или в саду. Девушки наряжали Кукушку – ветку цветами, лентами, «завивали венки». Затем устраивался обед. Обязательно готовили яичницу, из напитков использовали «сироп» (фруктовый сок). На столе могло быть и вино. Во время трапезы кумились. Девушка выбирала парня и говорила: «Ты будешь мой кум». Они «чокались», выпивали и целовались. Кум и кума в этот же день могли и раскумиться.

После обеда Кукушку с песнями несли на реку. По пути, помимо уже названных песен могли петь шуточные, плясовые песни, в т.ч. «Кукушка, Кукушка, Кукушка моя!/ Не с кем мне, Кукушке, попить-погулять», - популярную и известную на Кубани, в т.ч. в ст.Зассовской в бытовой, необрядовой версии, как «Малодка, малодка, малоденькая».

Ветку и венки бросали в воду.

В ст.Новорождественской (Тихорецкий район) обряд имел более сложную структуру и большую временную протяженность – от Звесенья (Вознесения) до Троицы или до понедельника после Троицы (Духова дня).

Обряд назывался «Крещение и похороны Кукушки» и состаял из следующих ритуалов: изготовление Кукушки и украшение ветки (теремка); действия с Кукушкой; кумление (кумование) участников; сажание Кукушки на дерево. Вариант – «хождение Кукушки» по дворам участниц; снимание Кукушки с дерева и хождение (обходы) с ней по селению (и за его пределами, по полям); похороны Кукушки (и в ряде случаев, кумление участников); обед (трапеза).

Изготовление Кукушки и украшение ветки.

Кукушка – антропоморфная тряпичная кукла. Делали ее на Вознесение или, реже, в четверг после Вознесения. Если девушки, девочки-подростки делали куклу раздельно и самостоятельно, то маленькие девочки (6-8 лет) с помощью мам или бабушек.

Голову, туловище куклы набивали тряпками или опилками, коноплей или даже золой. Карандашом или угольком рисовали глаза, ресницы, брови, рот («все человеческое»). Лицо могли и не прорисовывать.

Волосы делали из девичьей косы или конской гривы. Кукушку нарядно одевали: платье или юбка, иногда фартук, фата, иногда платочек. Чаще одевали «как невесту». Иногда подчеркивалось, что платье должно быть белое, но не красное. И веночек на голове Кукушки должен был быть без красных цветов, а одежду Кукушке шили «на живую нитку» (как покойнику). Кофточка же должна быть белой, а юбка синяя или черная, с белой каймой.

Кукушку-куклу украшали бусами, вешали на нее крестик. Куклу делали величиной сантиметров 30, или больше, «по локоть». У девушек кукла была побольше, у девочек поменьше.

Одновременно из картона или досточек делали гробик. Могли обходится и без него.

Ритуал приготовления ветки и сажания на нее Кукушки осуществлялся в то же время, в том же месте (двор-сад) и теми же участниками.

Ветка могла быть вишневой, так как к этому времени она созревает. С любого другого фруктового дерева или ясеневая. Главное, чтобы она была пышная, кустистая. В песне, связанной с этим обрядом, упоминается ветка-трехлетка, а некоторые информаторы отмечали, что в ней должно быть три отростка – три ветви.

Ветку наряжали «как теремок» (свадебное деревце) и чаще всего, так и называли.

Кукушкин теремок украшали разноцветной бумагой, красными лентами, разноцветными лоскутками. Кукушку привязывали к стволу на верхушке ветки.

Хождение с Кукушкой – обходной ритуал.

Проводился он или на Вознесение, или утром следующего дня после обряжения Кукушки. Теремок с Кукушкой обносили по улицам, по пшеничным полям.

В некоторых компаниях наряжали «жениха» и «невесту», они кланялись встречным, в т.ч. группам, ходившим с Кукушкой.

Во время обхода исполнялись «Кукушечка-рябушечка», «Ой, кукушечка, дорогушечка/ Ты чего сидишь, не кукуешь?», а также свадебные песни.

Ритуалы крещения Кукушки и кумления чаще всего являлись продолжением обходов с Кукушкой. В них по преимуществу, принимали участие одни девушки или девочки-подростки. На эту часть обряда могли приглашать гармониста, и он считался кумом.

Отмечены варианты ритуалов крещения и кумления, в которых принимали участие мальчики-подростки, юноши.

В целом эта часть обряда вариативна. Кукушку могли крестить у копани. Девочки-подростки становились вокруг копани, кумовья напротив друг друга и перебрасывали Кукушку друг другу («вся компания – кумовья»).

Могли «крестить» через колодец. Парни и девушки (кум и кума) становились по четырем сторонам сруба и «навхрест» перебрасывали куклы-Кукушку друг другу три раза. Затем их сменяли другие пары.

В некоторых вариантах из двух пар одна считалась родителями, а другая – крестными родителями. «Кукушку перекрестят, а люди считаются кумовьями».

Количество участников в этих вариантах должно быть четным.

Во время крещения и кумления девочки 9-14 лет могли использовать ведро с водой. В него каждая участница опускала какую-нибудь свою вещь: монисту, брошь, булавку. Затем девочки поочередно не глядя, доставали из ведра эти предметы. Кто чью вещь поймает, «тот кум с кумой». Кумление отождествлялось с крещением: «покумились, значит перекрестили (Кукушку)».

В ведро с водой могли опускать и свои крестики: «Чей хрэст возьмецца, кума будит». Иногда крещение Кукушки ограничивалось хождением с веткой по селению.

Ритуал крещения и кумления мог совершаться и на Троицу: «на Троицу крестили и ховали (хоронили) Кукушку». Он мог проходить по тому же сценарию, что и на Вознесение: девочки шли к колодцу, становились дрег перед другом и «наврхрест перекидывали друг другу Кукушку (…() шоб хрест получился. Это кумовья (…). А тада эта Кукушка умирает у нас, ее харонят».

Отмечены и другие варианты кумления: трижды обходили вокруг ветки с Кукушкой; кумление над могилкой Кукушки после ее похорон; кумились или только девушки (кума-кума), или парни и девушки (кум-кума).

Обед (трапеза). На Вознесение после крещения Кукушки и кумления, у кого-нибудь из участниц во дворе устраивался обед. Для него предварительно «зносились», т.е. приносили кто что мог: яйца, сало, квас, огурцы, помидоры, сиром (сок из тутовника и ягод). Могли готовить мясо, блинчики и обязательно яичницу. Упоминается так же кисель.

Пока Кукушку носили по станице, оставшиеся несколько человек готовили еду. Маленьким, 6-8летним девочкам готовила чья-нибудь мама или бабушка.

Кукушка во время обеда стояла полсреди стола: «Посреди стола ставили Кукушку»; «Здесь же, на столе, теремок с Кукушкой».

Сажание Кукушки на дерево.

В этой части обряда принимали участие только девочки или девушки. В сад отправлялась или вся компания, или из числа участниц выбирали двоих («чтобы меньше знал, где кукушка сидит» для совершения этого ритуала. Делали это в строгой тайне от мальчиков, так как последние старались выследить их или найти Кукушку. Если им это удавалось, они разрывали Кукушку на куски и выбрасывали ее. Это считалось плохой приметой. Девушки, девочки в этом случае собирались у дерева, плакали и обряд досрочно прекращался. Поэтому ветку с Кукушкой маскировали, привязывали ее как можно выше.

Иногда подчеркивалось, что кукушкин теремок следовало привязывать к тому дереву, с которого была взята ветка.

Участницы обряда могли тайком навещать это место и проверять, цела ли Кукушка. Если она сама падала с ветки дерева, то это так же считалось дурным знаком, «что она умерла», и ее досрочно хоронили.

На этом дереве Кукушка находилась до Троицы. На ветке, на дереве она могла быть в гробике или без него.

В этой же станице записан и другой вариант пребывания Кукушки от Вознесения до Троицы. Она или поочередно находилась в домах участниц обряда («ходила по домам»), или же все время пребывала в доме кого-либо из участников (девочки, девушки). Гробик с Кукушкой все это время мог стоять в сенях или комнате, или ветку с Кукушкой ставили на окно.

Утром на Троицу Кукушку снимали с дерева, а далее события могли развиваться по одному из сценариев. «Хождение с Кукушкой» (обход) по селению с исполнением тех же песен, что и на Вознесение. После чего Кукушку «несли домой», т.е. в тот двор, где она будет похоронена и где будет обед («поминки Кукушки»). Здесь участницы могли кумиться, если кумления не было на Вознесение, во время крещения Кукушки. (Кумиться могли только девушки или девушки и юноши, и после похорон, над могилкой Кукушки). После чего Кукушку хоронили и устраивали обед. Блюда те же, что и на Вознесение.

Некторые информаторы отмечали, что Кукушку могли крестить на Троицу, а хоронить в понедельник.

Если же ритуал крещения-кумления проходил на Вознесение, то на Троицу совершался обходс Кукушкой селения с теми же песнями, что и на Вознесение, а затем ее хоронили и устраивали обед.

Самый лаконичный вариант троицкого этапа обряда мог сводиться к следующему: Кукушку снимали с дерева, могли исполнять песни или поскольку «этот день траурный, молитвы и хоронили ее».

Похороны Кукушки. Хоронили Кукушку в гробике или без него, замотав куклу в чистую тряпку. Хоронили «как человека». Иногда гробик с Кукушкой некоторое время стоял в доме: «Кукушка лежит у хате, как покойник. Атец и мать есть. И ото причитывае». Затем ее выносили, шли к дереву, на котором Кукушка «сидела» с Вознесения. Выкапывали ямку, насыпали холмик, ставили крестик. Кукушку могли хоронить с тем крестиком, который на нее надевали во время крещения.

Обычно в этой части обряда участвовали только представительницы женского пола: девочки, девушки-подростки, девушки. Место погребения держали в тайне от мальчиков, юношей.

Однако есть сообщения и об участии в этом ритуале «пацанов, хлопцив», в том числе о том, что именно они закапывали Кукушку.

В этой станице зафиксирован и иной вариант похорон Кукушки. После обхода станицы, ее приносили в сад, ветку-теремок разбирали, ветку бросали, а Кукушку сажали на дерево, где она и оставалась.

Похороны проходили примерно в обед. После чего участники «поминали Кукушку» (обедали). Этим обряд и заканчивался.

Служебная информация

Автор описания:
Бондарь Николай Иванович, кин, профессор, заведующий Научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор». E-mail:slavika1@rambler.ru. Тел: 8(861) 224-12-43
Экспедиция:
Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция. ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», Научно-исследовательский центр традиционной культуры.
Год, собиратели:
1985, 1991, 1992, 1996, 2002. – Бондарь Н. И., Жиганова С.А., Воронин В.В., Румянцева Г.В., Капышкина С.А.
Место фиксации:
Краснодарский край, Лабинский район ст. Ахметовсвкая, Зассовская; Мостовской район, ст.Баговская; Тихорецкий район, ст.Новорождественская, Фастовецкая; Горячеключевской район ст.Мартанская.
Место хранения:
: Архив Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»; АК№14, 28, 156, 305, 247, 585, 590, 954, 967, 2117 и др.
История выявления и фиксация объекта
Записи проводились во время экспедиции 1985, 1991, 1992, 1996, 2002гг.
Библиография

Гура А.В. Кукушка// Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред.Н.И.Толстого. Т.3. М., 2004. С.36-40.

Бондарь Н.И.Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. Краснодар, 2011. С.192-2005.