Народные костюмы — один из элементов народной культуры. Как и песни, сказания или предметы быта, это и есть достояние нации и народа, его летопись. С далеких времен на Руси все национальные костюмы имели неповторимые особенности в зависимости от региона. Крой одежды, детали, элементы орнамента представляют собой индивидуальные особенности, характерные для территорий проживания, рода занятий, социального класса, об обычаях и даже событиях.
Так, на улицах кубанских городов, иных южных регионов России, на рубеже XIX –XX веков можно было встретить казачек, именно в таких одеяниях, которые приковывают взгляды зрителей: кубанская кофта с баской и кубанская юбка с оборкой. Юбка-шестиклинка из тафты, бархата. Обилие нашитых оборок по низу юбки — свидетельство достатка. Другой характерной чертой костюма казачки является отделка тесьмой.
Во что обуты ножки казачек? В кожаные гусарики, сапожки или полусапожки. Основная особенность женского одеяния — большое количество элементов одежды, подчёркивающих красоту и статность.
Женский бытовой костюм черноморской казачки состоял из сорочки (хлопок, лен, конопля или шелк — в зависимости от достатка) с вышивкой и тесьмой. Надо отметить, что вся одежда, даже повседневная, была украшена вышивкой. Для наших предков она несла сакральное значение и служила защитой и оберегом. При этом вышивкой с растительным орнаментом, как правило, увлекались и отличались незамужние девушки. Обязательной частью любого женского костюма являлся подъюбник из хлопчатобумажной ткани с кружевом по низу.
Традиционная женская безрукавка с талией, подчеркивающая силуэт — кирсетка, шилась из бархата, декорировалась аппликацией из шелка и вышивкой из бисера. Юбка также шилась из бархата, жаккарда или из любой плотной ткани, низ юбки украшался оборкой из бархата с аппликацией (как на кирсетке), а также шелковыми лентами в несколько рядов.
И конечно, для любой женщины во все времена были важны и нужны украшения. Например, монисто — женское нашейное украшение из жемчуга, монет, бляшек, бисера, бус, обработанных разноцветных камней, кораллов и так далее. Это также указывало на социальный статус его носительницы.
Одежда имеет большое сходство с другими восточнославянскими. Основу мужской одежды составляет рубаха из конопли, хлопка или льна и шерстяные или суконные штаны. Казаки предпочитали шаровары турецкие из дорогой ткани типа парчи или шелка.
В качестве верхней одежды служила сорочка, с разрезом спереди, с вышивкой. Конструктивно ворот рубахи мог быть разным: со стоячим, отложным воротником или вовсе без воротника. Сорочка заправлялась в штаны. В этом их отличие от русских и белорусов, что указывает на заимствования украинцев у восточных кочевых народов.
Если говорить о стародавней верхней одежде, то это свита из сукна, шерсти, хлопка. Рукав прорезной, воротник отложной - шалевый.
Сорочка украинская: изо льна, хлопка, конопли, шелка с вышивкой крестиком, отложным воротником, рукав на манжете. Для украинской вышивки характерен геометрический орнамент, так называемая «счетная вышивка».Непременным атрибутом такого одеяния считается пояс – кушак. Кушак представляет собой длинное полотно ткани в 3-4 метра, который являлся также карманом. Образ завершается сапогами, как понимаем, изнатуральной кожи.
В историческом аспекте при переселении запорожских казаков на Кубань сложилась интересная ситуация. Казаки не только воевали с местным населением, защищая территорию, но и вели торговлю с черкесами. Обмен товарами происходил на нейтральной территории. Верхняя черкесская одежда из сукна была удобна, практична при ежедневном использовании. Вполне годилась и для военного применения.
Черкеска выполнялась из черного сукна. Газырная группа декорировалась серебряной тесьмой, как низ рукавов, вырез и застежка. Кавказский наборной кожаный с металлическими элементами в декоре. В этом костюмном образе - кавказская рубашка: с воротником-стойкой, застежкой по центру, полочки на черкесских пуговицах из шелкового шнура. В качестве головного убора – знаменита кубанка из белого каракуля. Башлык из белой шерсти, декорирован шнуром под серебро.
На фото: казак в военном костюме в паре с казачкой одетой в женский сценический костюм «Калина»
В костюмном образе мужского военного казака - кавказская рубашка: с воротником-стойкой, застежкой по центру, полочки на черкесских пуговицах из шелкового шнура. В качестве головного убора – знаменитая кубанка из белого каракуля. Башлык из белой шерсти, декорирован шнуром под серебро.
Особенность женского костюма «Калина»: черно-красная цветовая гамма, характерная для Кубани.
В костюме присутствует яркий элемент – пояс (кушак) из шелка, который декорирован тесьмой с мережкой. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом. Украшение - бусы - прессованный коралл в несколько нитей.
Особенность женского костюма «Калина»: черно-красная цветовая гамма, характерная для Кубани. В костюме присутствует яркий элемент — пояс (кушак) из шелка, который декорирован тесьмой с мережкой. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом. Украшение — бусы, прессованный коралл в несколько нитей.
В 1827 году должность Войскового атамана была заменена наказным атаманом. Тогда же царь Николай I объявил своего сына Александра Августейшим Атаманом всех казачьих войск. С тех пор всем наследникам престола присваивалось это почетное звание и, тем самым, была положена традиция единения русской монархии и казачества. Образцы формы высших казачьих чинов были использованы для создания костюмов Кубанского казачьего хора.
Для белой черкески образцом явилась фотография офицера-белогвардейца времен Гражданской войны. Первый вариант с черным бешметом и башлыком, как на фотографии, второй вариант с красной кавказской рубашкой и красным башлыком, так-как головной убор (башлык) у казаков по цвету всегда совпадал с плечевой одеждой (рубашкой).
Именно этот сценический костюм гармонично сочетается с женскими костюмами и достигается торжественный образ сословия - казачества.
Его подробное описание: черкеска из белого сукна или шерсти, традиционная газырная группа из основы (белая шерсть или сукно). Кавказский наборной пояс из кожи с металлическими элементами в декоре. Кавказская рубашка с воротником-стойкой, застежка по центру полочки на черкесских пуговицах из шелкового шнура под серебро.
Головные уборы — кубанка из белого каракуля. Башлык из белой шерсти, декорирован шнуром под серебро.
Время мануфактур и фабрик привнесло в жизнь разнообразие тканей: от домотканого холста ограниченного по ширине — до полотен разной структуры, ширины, с новыми свойствами. Основные составные части народного костюма практически не изменились.
На фото: казак в костюме «Белая парадная» в паре с казачкой одетой в женский сценический костюм «Город».
Женский сценический костюм «Город» отражает течение времени: выделяются классы предпринимателей, мещан, казаков-воинов. В одежде, одновременно с сохранением традиционных форм, появляются черты мещанской одежды. Появляются новые виды костюмов, меняется крой, способы ношения, особенности орнамента.
Кофта из шелка, тюли, батиста. Одежда со множеством деталей, с увеличенной формой рукава до локтя, с узким манжетом и оборками. Двойная юбка: нижняя из тафты или жаккарда ярких цветов, верхняя из гипюрового полотна. Пояс из бархата, пряжка под металл. В качестве украшения - бархотка с камеей. Обувь, этот предмет не меняется, постоянен - гусарики, сапожки, полусапожки из натуральной кожи.
Варианты мужского костюма: с черным бешметом и башлыком, а также с красной кавказской рубашкой и красным башлыком. Это связано с тем, что головной убор (башлык) у казаков по цвету всегда совпадал с плечевой одеждой (рубашкой).
Женский костюм разработан под влиянием тенденций в моде в среде мещан и интеллигенции начала XX века. Революционная ситуация распространилась по территории Российской империи. В литературе и искусстве наметилось подражание всему народному. В костюме использовались народные мотивы. Ткань — фабричная, крой - современный, а декор — ручной работы или использовались стародавние экземпляры «из сундуков». Интеллигенция, мещанство, купечество повсеместно занимались поиском и сбором этнографического материала.
Женский сценический костюм «Канитель» разработан под влиянием тенденций в моде в среде мещан и интеллигенции начала XX века. Предреволюционная ситуация начала XX столетия имела распространение по всей территории Российской империи. В литературе, в изобразительном искусстве и т.д. шло подражание всему народному. В костюме использовались народные мотивы. Ткань использовалась фабричная, крой современный, а декор, либо изготовлялся вручную, либо использовались стародавние экземпляры из сундуков. Интеллигенция, мещанство, купечество повсеместно занимались поиском и сбором этнографического материала.
«Псевдонародное платье», из ткани фабричной или домотканой, украшено тесьмой и имитацией вышивки под народную. Фартук - наборка из кружевных деталей ручной работы с вставками из гипюра контрастного цвета. Костюм дополняют бусы из хрусталя или стекла в несколько нитей.
Женский сценический костюм «Город» отражает течение времени: выделяются классы предпринимателей, мещан, казаков-воинов. В одежде, одновременно с сохранением традиционных форм, появляются черты мещанской одежды. Появляются новые виды костюмов, меняется крой, способы ношения, особенности орнамента.
Кофта из шелка, тюли, батиста. Одежда со множеством деталей, с увеличенной формой рукава до локтя, с узким манжетом и оборками. Двойная юбка: нижняя из тафты или жаккарда ярких цветов, верхняя из гипюрового полотна. Пояс из бархата, пряжка под металл. В качестве украшения - бархотка с камеей. Обувь, этот предмет не меняется, постоянен - гусарики, сапожки, полусапожки из натуральной кожи.
В костюме отражено формирование поясной одежды: юбка от простого куска ткани до конечного результата. Ткань домашнего изготовления часто гофрировали и плиссировали. Красители для одежды и нитей для вышивания изготовлялись из натуральных компонентов (растительных, минеральных).
Описание сорочки: украинская с сучильными рукавами и спущенным плечом, рукав набран мелкой сборкой, это характерно для стародавних нательных сорочек. Ткань натуральная: лен, хлопок, конопля была как отбеленной, так и натуральных телесных оттенков. Вышивка классическая украинская, наборная, счетная техника, геометрический орнамент. Цветовая гамма вышивки черно-красная гамма.
Кирсетка прилегающего силуэта с отлётной баской, с застежка спереди — крючок-петля. Декорирована тесьмой из бархата и шнуром. Юбка выполнена из гофрированного домотканого полотна, с украшенным тесьмой и лентами с пайетками под латунь низом. Фартук (или запаска) той же ткани, что юбка, с теми же элементами декора. Добавлены объемные декоративные детали, вьюнок, бахрома, шелковые кисти. Монисто: прессованный коралл, бусы под латунь, царские золотые монеты. Головной убор: платок из шерстяной ткани с набивным рисунком, по периметру шелковые кисти на тесьме.
Мужской костюм черноморского казака в паре с казачкой заслуживает отдельного описания. С появлением огнестрельного оружия, повсеместно на Украине, Европейской части Руси и Северном Кавказе, появилось особое крепление из ткани к одежде для хранения газырей с порохом. Расположение газырных групп могло быть где угодно, в том числе на ремнях, поясе и даже сапогах. Свитка с газырной группой и откидными рукавами на подкладе, выполнена из плотного габардина, декорирована по борту, имеет разрез на боковых швах и рукавах металлизированной тесьмой. Сорочка украинская (тонкий лен) с вышивкой. Шаровары из крепсатина, пояс из тафты, обрамлен кистями из шерстяных и шелковых ниток. Интересен головной убор - папаха со шлыком, меховая часть — каракуль.
Первый костюм относится к первой половине XIX века – время расцвета народного творчества и ремесел. Торговые отношения, военные конфликты и другие факторы способствовали взаимопроникновению национальных культур. Широк диапазон применяемых тканей: от китайского шелка и иранских шалей – до английского сукна.
Каждая казачка имела специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.
Сорочка имеет классический крой, выполнена из батиста, со спущенным рукавом, на манжете, орнамент - вышивка ришелье. Юбка под пояс — сшитая понёва, из тафты, декорирована бархатной тесьмой. Костюм дополнен фартуком – запаской, наборка из парчи разных оттенков. Пояс из бархата отстрочен шерстяными нитями. Имитация завязок из тафты, низ украшен тяжелыми кистями из шерстяной нити. Подъюбник выполнен из батиста, вышит ришелье. Бусы из прессованного коралла и деталей под латунь.
Второй костюм стилизован под влиянием восточно-славянских и европейских культур, а также костюмов средневековья и эпохи возрождения.
Комплект состоит из нижнего платья и верхней плечевой одежды без рукавов. Безрукавки были как мужскими, так и женскими, шились из сезонных материалов и украшались по статусу.
Безрукавка женская имеет прилегающий рельефный крой. Низ изделия выполнен по косой, застежка спереди до талии. Бархат и тесьма декорируют бузрукавку по всему периметру. Платье — основа выполнена из полушерстяной ткани молочного цвета, рукава, манжеты и грудь украшены аппликацией из Павлово-Посадского платка. Юбка набрана из платков, низ окаймлен оборкой из бархата, декорирован кружевом и тесьмой. Убранство головы: коса убрана в сетку
Парочка – наиболее распространенный комплекс женской одежды начала XX века.
Костюм состоял из пары вещей: кофточки городского типа и юбки. Парочка изготавливалась из фабричной ткани с растительным орнаментом. Ручная набойка заменялась красочными фабричными ситцами. Вместо валяного сукна домашней работы для осенне-весенней верхней одежды постепенно стала использоваться шерстяная и полушерстяная мануфактура. Из такой же ткани изготавливались сезонные парочки.
Кофточка - силуэт полуприлегающий, отрезной по талии, с отлетной баской. Рукав на высокой головке пышный, на манжете. По полочкам воланы, украшенные тесьмой и кружевом. Юбка - многоклинка с широкой оборкой, декор из атласных лент. Как ранее отмечали, подъюбник - необходимая часть любого комплекса женского костюма. Ткань бязь, понизу оборка из кружев.
Украшение головы цветами является древним славянским обычаем. Венки, букетики цветов, как живых, так и восковых или бумажных и тканных, были частью костюма казачки. Как и во всех костюмах – обувь (сапожки или полусапожки) из натуральной кожи.
Женские казачьи костюмы начала XX века подчеркивают стройность и статность казачек: силуэт «песочные часы», юбки с оборками, высокий рукав, узкий лиф.
Костюм на втором фото разработан к 200-летию Государственного академического Кубанского казачьего хора. Дата совпадает с праздником «Покрова Богородицы», 14 октября. Синий цвет платья из габардина - цвет Богородицы. Кружевная юбка и платок оформлены серебряным декором, цветом духовности. Пуговицы и отделка лифа – ручное плетение из тесьмы под серебро, воротник-стойка. Оборки на юбке также украшены тесьмой.
Женский головной убор на Кубани отличался от других регионов, Дона и Южных губернии России. Общее название кружевного платка - фэншойка. На Кубани платок крепился на макушке, а концы свободно спускались на грудь.
На фото в паре с казачкой в костюме «Покрова» — мужской сценический костюм «Военная форма терского казака»
Повседневная форма полковника Собственного Его Императорского Величества конвоя начала XX века. Именно такая форма была подарена Николаю II терскими казаками. Форма декорирована аксельбантом и элементами под серебро – пуговицы, цепочки, тесьма. На голове – папаха из черной овчины.
Бешмет сшит из полушерстяной ткани красного цвета, по стойке воротника и застежке – обрамление тесьмой. Черкеска из габардина синего цвета. Газырная группа украшена тесьмой. Рукав прямой втачной без обшлагов. Как и бешмет черкеска декорирована серебряной тесьмой. Брюки прямые из полушерсти черного цвета с лампасами. Кавказский наборной кожаный пояс декорирован металлическими элементами.
Заслушиваясь песнями и любуясь сценическими нарядами, которыми Кубанский казачий хор радует своих зрителей, мы невольно испытываем чувства восхищения и благодарности художественному руководителю коллектива Виктору Гавриловичу Захарченко, сумевшему сохранить, развить и придать потенциал к развитию народного искусства на перспективу.